Дуальное обучение в Казахстане

Дуальное образование — тема, которая с недавних пор стала популярной в Казахстане. Такая актуальность обусловлена кризисом, который переживает профессиональнее образование, высшие учебные заведения.

В связи стем, что экономика, школа, медицина, социальные проекты, техника в Казахстане стремительно развиваются и требуют готовых специалистов, которые с первых же дней работы на производстве будут иметь четкие представления о задачах и технологии их выполнения.

К сожалению, учебные центры больше времени уделяют исключительно теоретической подготовке, тогда как на практику отведено от силы 10% учебного плана. В результате выпускники колледжей, техникумов и университетов, попав на производство, выглядят и чувствуют себя беспомощными. У работодателя в свою очередь нет ни времени, ни ресурсов для формирования у них практических навыков.

Путь решения этой проблемы — дуальное обучение (ДО). Давайте разберемся, что такое дуальное обучение? Какие цели и задачи оно преследует?

Эта система предполагает подготовку специалиста одновременно по двум направлениям — теоретическому и практическому. 1/3 времени обучения он получает базовые знания в колледже, а 2/3 — отшлифовывает навыки и получает практически значимые знания на производстве — обучающем предприятии.

Главная цель — подготовить квалифицированного и грамотного выпускника, у которого сформированы базовые навыки работы на производстве, разработать казахстанскую модель ДО в системе технического и профильного образования (ТиПо).

Проще говоря, подготовить такого специалиста, который бы с первых же дней мог включиться в работу и выполнял бы ее на высоком профессиональном уровне. Кроме того, дуальное образование предполагает формирование заказа от работодателей Казахстана на специалистов с определенными навыками и знаниями.

Для достижения этой цели необходимо реализовать такие задачи:

  • изучить передовой опыт дуального обучения;
  • создать экспериментальные площадки для ДО;
  • определить особенности подготовки в системе дуального образования в разных областях, регионах Казахстана, а также сферах экономики.

Как же развивается дуальное обучение в Казахстане? В нашей стране такой вид подготовки кадров начали внедрять с 2012 года. В этом направлении есть ряд успехов:

  • в нормативных актах закреплено понятие «дуальное обучение». В первую очередь это касается Трудового кодекса;
  • на законодательном уровне утвержден баланс теории и практики в системе обучения в техникумах и колледжах. Часы распределяются так — 40% к 60%;
  • утверждены правила реализации таких программ в учебных заведениях технического и профессионального образования;
  • тому, кого обучают по этой системе, засчитывается трудовой стаж;
  • заключены договоры с предпринимателями, которые обеспечивают производственную базу для подготовки специалистов.

Наиболее перспективные направления реализации ДО в Казахстане — это учебные заведения технико-технологического и сельскохозяйственного профиля.

Сегодня наиболее успешно реализуется дуальное обучение в колледже, поскольку образовательные структуры такого типа предполагают подготовку специалиста среднего звена, изначально сориентированного на производство.

На данный момент в этой программе задействовано 348 колледжей. Они сотрудничают с более чем 1700 предприятиями. Подготовку проходят более 20 тыс. студентов.

Работодатели заключают договор с теми, кто поступает в такие колледжи. Благодаря этому студент знает, что после завершения учебы он будет трудоустроен на конкретном предприятии, а руководитель производства уверен в том, что в коллектив вольется новый квалифицированный сотрудник.

Дуальное обучение — перспективная программа подготовки специалистов. Выпускники колледжей, где реализована такая программа, получают профессию, им несложно трудоустроиться.

Такие работники — движущая сила экономики страны. Они получают адекватные современным требованиям знания, формируют навыки и умения. Поэтому легко справляются с производственными задачами.

Первостепенная задача правительства Казахстана — заинтересовать предпринимателей в партнерстве с учебными заведениями.